Быть сильным, главным, уметь управлять другими — вроде бы неплохие качества. Но где проходит граница между целеустремленностью и диктаторством, желанием удержать лидерство любой ценой? Психологи Станислав Раевский и Анна Скавитина рассказывают о комплексе власти. Эта статья — продолжение цикла материалов про комплексы: почитайте про комплекс неполноценности, комплекс отшельника, комплекс брошенности, и комплекс зависимости.
Лидер или диктатор?
Комплекс власти у людей связан с желанием быть сильным, стать победителем и управлять другими людьми. Главная мотивация — жажда власти. Можно провести простой тест: вам предлагают новую должность с максимально престижной позицией, но без подчинённых, или должность, где под вашим руководством будет много людей. Какую предпочтёте вы? Человек с преобладанием комплекса неполноценности выбирает престижную, с комплексом власти — ту, где много подчиненых.
Но так как эти комплексы часто коррелирует, то люди с такими комплексами часто стремятся занять и престижную и властную должность и готовы активно за это бороться.
Комплекс власти обычно проявляется в людях такими идеями и принципами: «Выживает сильнейший. Будь всегда сильным, покажи другим, кто тут главный. Подчиняй других, иначе скоро сам окажешь подчинённым. Никто не смеет тебе указывать. Ты сам себе закон. Бери, что хочешь, все правила для слабых. Цель оправдывает средство. Контролируй других, чтобы никто не ушёл из-под твоей власти. Достичь чего-то можно, лишь управляя окружающими».
Негативная составляющая комплекса в том, что он часто опьяняет человека своими возможностями, и тогда мы видим уже не подлинных лидеров, но диктаторов, для которых сама идея власти становится важней любых других идей и ценностей, ради которых такая власть была дана этому человеку. В такой ситуации жизнь превращается в бесконечную борьбу за выживание и доказательство другим, кто тут главный, из страха утратить свою лидирующую роль, и в этой постоянной борьбе часто теряется человечность.
Как формируется такой комплекс?
Комплекс власти может формироваться в очень небезопасном детстве, где ребенок сам рос в атмосфере постоянных манипуляций. А может быть и генетически врожденным. До конца исследователи не определились с однозначной причиной склонности к манипуляциям и полного отсутствия эмпатии. Как и любой комплекс, он может быть выражен сильнее и слабее. Скорее всего, у людей, приближенных к максимально возможному полюсу комплекса власти, это врожденные особенности психики.
С детства такой ребёнок дерётся на детской площадке, не терпит ограничений, он всегда «царь горы». Обычно уже в 2−3 года он выделяется из общей массы детей, насилие проявляет легко и не понимает, когда ему на это указывают: цель важнее средства. Ребёнку трудно понимать чувства другого, но он постепенно учится, как использовать людей для удовлетворения своих потребностей максимально эффективно. Уже с дошкольного возраста такие дети начинают активно манипулировать родителями. Они имеют вполне осознанное стремление к риску и не боятся наказания. Считается, что это дети с пониженным порогом страха. Главными для них являются личные удовольствия, которые они хотят получить любой ценой. Несмотря на хорошие интеллектуальные данные, могут плохо учиться. Для такого ребенка вообще очень трудно поверить, что существует любовь, этика, эмпатия — всё, что выходит за границы манипулирования.
В крайних проявлениях комплекс власти переходит в диагноз социопата или психопата, и тогда на максимальном полюсе проявляются бессердечие к окружающим, лживость, воровство, уничтожение чужих вещей из мести, поверхностность эмоциональных реакций. Психопаты не испытывают стыда, сострадания, их не мучает совесть. Они не могут иметь привязанностей и чувства любви. Люди с этой патологией не знают, что такое честность и ради достижения собственного успеха сознательно причиняют вред другим. Они никогда не раскаиваются в совершенных поступках и не сочувствуют другим.
Отличить психопатию от других психических нарушений можно по разбалансированности эмоциональной и волевой сферы с сохранением интеллектуальных способностей. Диагностикой занимается врач-психиатр. Патология чаще всего развивается в детском и окончательно закрепляется в подростковом возрасте. Она наблюдается примерно у 1−2% людей. Психопаты — бесчувственные мучители других, только так они могут сами что-то почувствовать. Только мучая другого, они могут прикоснуться к собственной душе, что никак не оправдывает их действий. Как ни странно психопаты — яркие и привлекательные для других людей, возможно потому, что в современном западном обществе агрессия на уровне законов и этических принципов подавляется, а людям интересно сталкиваться с чем-то, что они не могут себе позволить сами. Кроме того, психопаты — любимые многими герои экрана: не только Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят», но и Шерлок Холмс из популярного сериала, и даже Доктор Хаус. Для них характерны нарушение правил и этических принципов. Они обаятельны, но оказаться в руках самого психопата, особенно не скованного социальными рамками, очень страшно.
«Ген воина»
В мире чаще психопатические черты проявляется у мужчин, это так называемый «ген воина», не так давно обнаруженный. Как утверждают исследователи, этот ген чаще проявляется среди народов, в культурах которых агрессия занимает почетное место. Свои выводы ученые сделали, изучив анализы более чем 2,5 тысяч членов уличных банд, сидящих в тюрьмах США. «Ген воина» был найден практически у всех обследованных преступников. Они чаще других склонны к крайней жестокости, особенно с применением оружия, и хотят занимать «начальственные должности» в уличных бандах. Так как в мире ничего не существует просто так, то «ген воина» тоже имеет свой эволюционный смысл. Люди с таким геном актуальны для тех ситуаций, когда миру и стране надо выжить, когда кому-то надо пойти на войну, когда надо проявить бесчеловечность и не переживать годами.
Не так сильно выраженные психопатические черты у человека и ранняя диагностика позволяют социализировать ребёнка. Они могут найти себя в будущем в экстремальных профессиях, там, где нужно спасать жизни людей, в спецслужбах, полиции и военных, там, где точными движениями нужно отрезать лишнее в хирургических кабинетах. Среди них можно встретить очень успешных бизнесменов и ответственных руководителей. Такие люди часто отличаются высоким интеллектом, и хорошим умением зарабатывать деньги. Они могут иметь прекрасные манеры, что создает иллюзию полной нормальности. Женщины с психопатией артистичные и яркие, часто пользуются успехом у мужчин, быстро умеют подниматься по карьерной лестнице, достигают успеха в любом деле.
Людей с психопатией отличает от других отсутствие высших моральных чувств. Например, в психологическом исследовании в обычной выборке мужчин — 15% считают, что бить женщин — нормально, а из тех, кто поступает в полицейскую академию, таких 40%. Психопатия может быть выявлена у вполне добропорядочных людей. Определить таких людей можно по резким и беспричинным сменам настроения и необычному поведению.
Как развивать ребёнка, чтобы сбалансировать слишком сильные проявления комплекса власти?
Ребёнку очень важно показать, что проявление слабости не приводит к унижению и уничтожению. Что там, где есть власть, нет любви и понимания. Что жажда власти разрушает любые отношения, оставляя тебя наедине с собственными страхами.
Главная задача психологической работы с этим комплексом — уменьшить эгоцентризм и научиться взаимным, не манипулятивным отношениям.
К сожалению, психопатия плохо поддаётся терапии, так как такие люди понимают только язык силы и не интересуются причинами своего собственного поведения. Большие этические сложности появляются у самих специалистов, которые могут увидеть с раннего возраста, что у ребёнка есть психопатические черты, но не всегда находят слова, которыми можно сообщить об этом родителям, потому что далеко не всегда и самим специалистам понятно, что с этим можно делать дальше. Например, одна мама привела в кабинет 8-летнего парня, который каждое утро требовал у нее денег, и если она пыталась отказать ему, то бил ее кулаками, бил бабушку на глазах матери, грозил разбить окна, посуду. Мать сдавалась и отдавала ему деньги, которые мальчик тратил на свои развлечения. В школе мальчик был на хорошем счету, получал хорошие оценки, учился играть на флейте, был вежлив, так что никто не догадывался о том, что происходит дома. Его отец был в разводе с матерью, но до развода избивал жену регулярно в присутствии сына, и сейчас иногда заходит и приносит деньги, требуя ужин, и замахивается кулаком на бывшую жену за промедление. Психиатр назначил ребёнку медикаментозное лечение, но мать отказалась давать сыну таблетки, так как она «не сможет его уговорить лечиться». Как видим, здесь трудно разобраться о врожденном или приобретённом характере специфического поведения мальчика.
Не все психопаты — это чистая генетика. Агрессия порождает агрессию, и агрессивные психопатические родители с комплексом власти, а может и «геном воина», могут провоцировать развитие психопатии ребенка, который учится тем методам, которые видит и которые применяют к нему. Для будущей социализации такому ребёнку необходимо организовывать жёсткие рамки обучения в специализированных классах и училищах, например, военно-патриотического, спортивного направления, а не отдавать детей учиться в музыкальную школу и на танцы. Мягкая, не выдерживающая нарушения границ мать оказывается жертвой не только мужа, но и ребёнка. Такие дети впоследствии легко совершают асоциальные поступки и могут нарушать закон. Очень часто они оказываются на учете в полиции, так как родители не хотят обращаться за помощью к врачам-психиатрам или им не хватает воли для начала корректирующего лечения. Наличие патологии откладывает отпечаток на всю жизнь и при отсутствии лечения может привести к печальным последствиям.
Чаще всего именно дети с психопатическими чертами становятся зачинщиками буллинга в классе. Не надо думать, что дети с ситуацией травли в школе справятся сами. На психопатического ребёнка влияет только прямая сила. Если ваш ребёнок физически сильнее и готов отстаивать себя кулаками, то булли (ребёнок, который задирает и травит) может и остановиться, если не успел привлечь на свою сторону подчинённых. Но далеко не все дети обладают физическим перевесом и поэтому только серьёзное вмешательство взрослых с позиции власти может остановить такую ситуацию в классе и детском саду.
Конечно, бывает много ситуаций, когда человек оказывается при власти, не имея вообще комплекса власти. И ему как раз необходимо получить доступ к этой части личности.
Что хорошего в комплексе власти?
Он рождает в нас желание конкурировать, учит отстаивать себя, стремиться к победе, показывает ценность силы — и порой учит игнорировать ненужные правила, стремясь к заданной цели. Сильная сторона таких людей — лидерство, умение брать ответственность за других, направлять их на свершения. Родители, которые сами часто оказывались в ситуациях бессилия, мечтают о том, чтобы их дети заняли властную должность, связывая понятия власть=деньги=счастливая жизнь, и забывая про повышенную ответственность и не безопасность жизни людей при власти. Вероятно, поэтому так популярны, начиная с детского сада, курсы юных лидеров, менеджеров и других «достигаторов». Но совершенствование и развитие сознательной способности пользоваться властью может являться, среди прочего, и целью развития личности и психотерапии. «Обратным образом, когда потерянный комплекс вновь становится сознаваемым, например в результате психотерапевтического лечения, индивид переживает возрастание мощи и силы — читай, власти.»
К. Г. Юнг Во всем, как известно, важен баланс.
Читайте также:
Детская агрессия: понять и обезвредить
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
5 мелких проблем поведения, которые не стоит игнорировать
Фото: STUDIO GRAND WEB, txking, Volurol/Shutterstock