«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
17:55
«ДиноСити». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
19:20
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем



С первой минуты рождения ребёнка запускается непрерывный процесс познания — активная работа всех органов восприятия. Малыш слышит миллион новых звуков, доносящихся с разных сторон родильной палаты, и тысячи запахов, среди которых способен моментально различить родной запах маминой груди. Ему невыносимо холодно и неожиданно сухо. Зрение младенца ещё не сформировалось окончательно — сетчатка и зрительные нервы не дозрели, но он уже видит, пусть нечётко и не все цвета. С каждым днём малыш способен получать и воспринимать всё больше информации, зреют и развиваются все сенсорные системы его организма. Отныне и всегда работа этих систем будет сопровождать жизнь человека, поэтому очень важно относиться к ним бережно, внимательно, не забывая проводить «диагностику» и своевременно отправлять «на сервис».

Как же мы не сходим с ума в этом ежеминутном потоке сенсорной информации, что позволяет нам комплексно перерабатывать её, выделяя главное и отбрасывая второстепенное, запоминая важное и не обращая внимание на ненужные детали? Ответы на все эти вопросы знает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект

Чем больше он развит, тем более точно мы способны оценивать и воспринимать окружающую нас среду, находиться в состоянии осознанности момента через эффективную работу всех сенсорных систем.

Жить настоящим и чувствовать все краски и грани этого мира — составляющие жизни счастливого и успешного человека.

Поэтому в рамках разработанной нами методики развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков» мы уделяем огромное значение работе именно над сенсорными системами детей.

Каким образом работает наше восприятие? Мы получаем информацию через сенсорные системы, сознание выдаёт определённую эмоцию, информация получает отклик в нашем сознании и теле — так мы воспринимаем окружающую нас действительность. Ежедневно эти процессы происходят неосознанно, но если обратить на них своё внимание, то открываются удивительные особенности сенсорного восприятия.

На тренингах по развитию ЭИ, вынося участникам на пробу кусочек шоколадки, мы каждый раз меняем сопровождение дегустации: музыку, освещение, вступительный рассказ. Шоколад одинаковый, но вкус люди ощущают по-разному в зависимости от антуража — от сладкого молочного до горького, солёного или даже безвкусного. Это ли не фантастика!

Понаблюдайте за реакциями собственного организма — он как лакмусовая бумага моментально реагирует на сенсорные изменения окружающей действительности: войдите в комнату с красными стенами — ваше сердцебиение участится, с голубыми — уменьшится. Или обратите своё внимание на вегетативные реакции во время просмотра фильма — изменения музыки, теней подсказывают нам, что сейчас что-то случится — и у нас перехватывает дыхание.

И последний пример, который я специально провела над собой. Я была уверена, что высокий уровень развития моих EQ и IQ позволит мне перехитрить VR-технологии. Но я ошиблась. Эксперимент выглядел так: я стою перед деревянной доской, лежащей на полу у моих ног. Надеваю виртуальный шлем: меня поднимают на высокое здание на скоростном лифте. Мне предстоит пройти по доске от небоскрёба 10 шагов. Я знаю, что доска в реальности лежит на полу, но организм выдаёт чёткую вегетативную реакцию — ладони потеют, ноги переступают очень осторожно. Мозг полностью обманут, организм уверен, что я на вершине небоскрёба.

Сберечь и сохранить

Работа сенсорных систем — это механизм, который не прекращает трудиться ни на секунду, чем бы вы ни занимались. И представьте, в какой степени масштабнее и объёмнее эти процессы происходят у детей — новые знания они получают ежедневно! Поэтому нам, родителям, важно контролировать потоки восприятия информации детьми, чтобы избежать перегрузок и дать сенсорным системам возможность отдохнуть и восстановиться.

Главная рекомендация — это режим дня малыша и в целом распорядок событий и мероприятий его жизни. После шумного праздника обязательно устройте «разгрузочный день» с минимумом раздражителей для сенсорных систем ребёнка — спокойные игры, чтение, обязательно прогулки. То же касается и посещений общественных мест, торговых центров, спектаклей.

Каким бы насыщенным ни был ваш день, помните, что дневной сон — это жизненно необходимый отдых для всех сенсорных систем ребенка, поэтому его организация — главный приоритет при планировании развлечений, поездок и мероприятий.

Упражнения для отдыха и восстановления

Облака

Во время прогулки с ребёнком или в перерыве между мероприятиями насыщенного дня малыша найдите минутку и взгляните вместе на небо — попробуйте отыскать среди облаков очертания земного или фантазийного животного, расскажите про него сказку — важно постараться удержать внимание и взгляд ребёнка на небе. Естественная среда, голубой и белые цвета оказывают расслабляющий эффект на зрение и восприятие в целом. Можно вместе наблюдать, как медленно, словно по волшебству, растворяются облака и появляются новые.

Волшебная коробочка

Сделайте с ребёнком тематическую сенсорную коробочку. Тематическое содержание должно вызывать у малыша спокойствие, умиротворение, гармонию. Например, «коробочка сенсорной разгрузки»: кладём в неё всё, что может помочь малышу перезарядить нервную систему, — любимое одеяло и подушечку для отдыха, диск с классической спокойной музыкой, фотографии природы разных времён года, рамку для рассматривания облаков — выбирайте наполнение в соответствии с предпочтениями ребёнка. Поставьте коробочку на видное место — у малыша будет возможность воспользоваться ею в любой момент, когда он почувствует необходимость в срочной «перезагрузке».

Жмурки

Важно регулярно давать возможность отдыха зрительной сенсорной системе, ведь 80% информации мы получаем именно через органы зрения. Это возможно благодаря усиленной работе всех остальных систем. Активируем слух — играем в жмурки; тактильные ощущения — рассказываем сенсорные сказки и играем в игру «угадай предмет с закрытыми глазами»; предлагаем ребёнку покачаться в гамаке с закрытыми глазами — работает вестибулярный аппарат.

Ветер

Ровное, спокойное дыхание снимает психоэмоциональное напряжение ребёнка и расслабляет работу сенсорных систем организма. Медленно дуйте на подвешенные на нитках листья деревьев, чтобы посмотреть, чей лист будет кружиться дольше. Играйте с мыльными пузырями; задача — отбиться от летящих пузырей, сбивая их с пути выдуваемым воздухом. Задувайте свечи, избегая шумных вдохов-выдохов и надутых щёк.

Берегите здоровье и психоэмоциональное состояние малыша. Избегайте перенапряжения, он ещё успеет столкнуться с проблемой высокой нагрузки в школе, вузе и во взрослой жизни. Умение отдохнуть и вовремя переключиться станет лучшей профилактикой десятка заболеваний, связанных с высоким уровнем стресса.

Читайте также:

«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект

6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас

5 игр для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Фото: Sunny studio, plantic, DG Stock, Uber Images/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти