Ребёнка окружают живые и неживые предметы, люди, явления природы. Всё это как-то называется, всё имеет своё имя. У каждого взрослого есть по-настоящему уникальная возможность — открыть детям особый мир — мир слов, которые строятся из отдельных звуков.
Прежде чем начинать заниматься с ребенком, сами потренируйтесь протяжно произносить гласные и согласные звуки. Обращаем ваше внимание на то, что твердые и мягкие согласные звуки — это разные звуки! Например, звуки [л] и [л'] — это самостоятельные согласные звуки, а не варианты какого-то одного звука! Также, помните, что [в] и [в'] — это разные звуки и так далее.
Очень полезно вначале «опредметить» для ребёнка некоторые звуки, дать им игровые названия, особенно тем из них, которые близки по звучанию или те, которые он путает. Предложите ему пропеть песенку змеи (ш-ш-ш-ш), песенку жука (ж-ж-ж-ж). Можно при этом поиграть в змею, жука — поползать, пошипеть, пожужжать. Потом пусть ребёнок пропоёт «песенку» самостоятельно. Возможно, потребуется многократное повторение, чтобы «песенка» получилась хорошо: правильно и чётко. Когда, наконец, получится, можно выучить короткое стихотворение.
Например:
Ж-ж-ж — запел рогатый жук:
Вот как громко я жужжу!
Тут же пчёлка зажужжала,
На жука направив жало.
Попросите ребёнка узнать, в каких словах прячется «песенка» жука,
Подбирайте чистоговорки («Жу-жу-жу — в зоопарк пришли к моржу»), скороговорки («С мышами во ржи подружились ежи») с частым употреблением разных согласных звуков. Не следует задерживаться на каком-то одном звуке, лучше их менять, используя поочередно все.
Следующий вид игр — самостоятельный подбор ребёнком слов, в которых содержится заданный звук. Лучше делать это с помощью предметов, картинок: «Угадай, какие из игрушек называются словом, в котором есть звук [м]- [м]- [м]». И пусть ребенок произносит слова так, чтобы было хорошо слышно, что в них действительно есть заданный звук. Если он будет ошибаться — не беда, в этом случае говорим ему:
«Ты сказал [карова]. Разве в этом слове есть звук [м]? Давай протянем каждый звук. [К-к-к-а-а-а-р-р-р-о-о-о-в-в-в-а-а-а]. Есть в этом слове звук [м]?».
Таким образом мы проверяем выполнение, корректируем и даём ребёнку эффективный способ проверки.
Затем нужно переходить к поиску слов, где нужно определить место звука в слове (в начале, в конце, в середине). Акцентируем на этом внимание ребёнка.
Знаете игру в города? С ребёнком можно играть точно так же, но вместо городов называть любые предметы: стол — лампа — автобус
Эти и другие приёмы звукового анализа можно найти в пособии «Читалочка» от издательства «Просвещение».
Фото: Evgeny Atamanenko/Africa Studio/Shutterstock.com