На прошлой неделе телеведущая Ольга Ушакова стала мамой в третий раз. Незадолго до этого счастливого события «О!» успел поговорить с Ольгой и узнать у нее все о воспитании погодок, раннем развитии и детской ревности.
Ольга, вы уже в декрете или еще работаете?
Я уже в декрете, мне рожать со дня на день.
Бывает и так, что прямо со съемочной площадки уезжают в роддом.
Нет, я официально в декрете, но сниматься все равно продолжаю, например, делала рубрику «Гимнастика для беременных». Так что дома я не сижу, стараюсь заполнить время какими-то полезными делами, совмещаю их с подготовкой детской комнаты, покупкой одежды.
А после родов как долго планируете пробыть дома, когда хотите вернуться к работе?
Мне кажется, это вообще не та ситуация, которую можно прогнозировать. Как говорится, хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Я сейчас абсолютно ничего не загадываю, все будет зависеть от многих факторов, и предсказать что-то здесь я не берусь.
По сравнению с обеими моими предыдущими беременностями, ситуация сильно изменилась. Когда я работала в новостях, у меня был очень длинный рабочий день, график неделя через неделю, который было достаточно сложно совмещать с воспитанием детей. Можно было в течение недели их вообще не видеть и пропустить какие-то важные моменты. Именно поэтому я находилась дома, а не потому что мне было лень работать. А в этот раз у меня другая работа, другой график, который позволяет совмещать материнство и карьеру достаточно удачно. Все рабочие моменты заканчиваются утром, и если не нагружать себя какими-то другими делами, то приезжаешь домой около уже около 11 утра и дальше, в течение дня, можно уже работать мамой.
Это во сколько же вы обычно вставали на работу?
По-разному, это зависило от локации, на которой мы работали. Когда выходишь из Телецентра — это один график, а когда из мобильной студии — другой. Но в среднем примерно в 3−4 часа утра.
С такими привычками, наверное, классические младенческие подъемы в 6 утра вам не особо страшны.
Страшны! Я ужасно не люблю рано вставать, и для меня это каждый раз маленький ежедневный подвиг. Я — сова и люблю спать в свое удовольствие. Но у любой работы, даже самой любимой, есть свои минусы, так что мне приходится с этим мириться.
Когда девочки были маленькими, как вы с ними справлялись? Воспитывать погодок все-таки непросто.
Мне было тяжело, наверное, где-то до года младшей. Точнее, просто были некие особенности нашей жизни, которые нужно было учитывать. Девочки совсем разные! Когда в семье появляется младший ребенок, новорожденный, нельзя забывать, что старший все равно остается младенцем, просто чуть-чуть подрощенным. У них в этом возрасте очень сильно различаются графики, питание, интересы, игры, и маме приходится разрываться на две части. А когда младшей исполнился годик, а старшей было два — это практически уже были близнецы, синхронизированные по всем статьям. Еще через годик они выровнялись по росту и размеру, а дальше — один и тот же класс, одни и те же уроки, одни и те же учителя. Все упрощается.
Да, кстати, они же у вас ходят в один класс. Получается, что одна пошла в первый класс в 7 лет, а вторая в 6. Вам не показалось, что младшей было рановато идти в школу?
У нас была такая боевая шестилетка, что оставить ее дома было просто невозможно. Я ее даже не спрашивала, она сама все решила. Просто узнала, что старшая в этом году идет в школу и сказала, что тоже пойдет.
А как вы выбирали школу?
Мы выбирали по территориально-человеческому фактору. Искали школу в нашем районе, недалеко от дома. Мне хотелось, чтобы это была небольшая школа с маленькими классами, индивидуальным подходом. Такую нам и удалось найти.
А чем-нибудь, кроме школы, девочки сейчас занимаются?
Много чем. Если у них какие-то проблемы в школе, например, они не успевают по предмету, то к ним приходит преподаватель. Вот сейчас мы подтягиваем французский, который немножечко портит общую картину «четверкой» на фоне остальных «пятерок». А все остальные занятия — это для удовольствия. До недавнего времени девочки брали уроки фортепиано, я очень надеялась, что инструмент их увлечет. Мы занимались, наверное, лет пять, и поначалу они были воодушевлены, но пианино у нас не прижилось, даже несмотря на то, что столько времени старались и был очень хороший педагог. Время для дополнительных занятий ограничено, поэтому мне, конечно, хочется, чтобы девочки получали от этих уроков не только пользу, но и удовольствие. Сейчас музыку мы заменили на рисование.
А какое у вас отношение к раннему развитию? Что думаете про всякие методики, кубики, карточки?
Я приветствую все, что можно преподнести с элементами игры, — это все, на мой взгляд, полезно. Если у ребенка день состоит из череды уроков, конечно, это неправильно. А как же детство? А что потом? Человек с каждым годом будет становиться все более и более загруженным, так устроена жизнь. Поэтому я стараюсь, чтобы у моих детей было нормальное человеческое детство, находилось время повалять дурака и просто ничего не делать, гулять, смотреть телевизор.
Вы к этому только сейчас пришли или такое мнение у вас было и 10 лет назад, когда девочки только родились?
Такое и было. Мы занимались с карточками, но все это было в удовольствие. Старшая дочка даже читать научилась раньше, чем говорить. У нее была задержка в развитии речи, она достаточно поздно заговорила, тем не менее, мы не ждали какого-то особенного момента и занимались с ней по карточкам глобального чтения. А потом, когда она начала говорить, мы с удивлением для себя отметили, что она уже и читает. То же самое было и с младшей, ее даже в школу взяли в 6 лет, потому что уровень подготовки был соответствующий. Протестировали на психологическую готовность к школе — это ведь тоже очень важно, и комиссия приняла решения взять ее в первый класс. Так что всем этим мы занимались, просто не было никогда никакого насилия над детьми. Если момент располагает, ребенок улыбается и с удовольствием смотрит в карточки — тогда почему бы и нет? А если это через «не хочу» и в виде уроков, то я такой подход не приветствую.
Как вы рассказали девочкам о своей беременности?
Мы спрятали фотографию с УЗИ в тыкве на Хэллоуин и сказали, что им нужно найти там сюрприз. Фото свернули в трубочку и перемешали с конфетами и паучками. В итоге девочки подумали, что сюрприз — это гора сладостей, перестали искать и начали есть шоколад. Пришлось сказать, что сюрприз, о котором мы говорили, все еще внутри! Когда они добрались до снимка УЗИ, они даже немного испугались, стали спрашивать: что это такое? И я поняла, что лучше было просто написать записку.
В итоге новость вызвала бурю восторга?
Скорее смешанные чувства. Девочки уже достаточно взрослые, 10 лет они были вдвоем, они не знают другой жизни. Наверное, первое, о чем они подумали, это: как же теперь мы будем жить? Как будет выглядеть наш день? Они ведь не знают, к чему готовиться, а перемены всегда пугают даже взрослых, что уж говорить о детях. Для них абсолютно непонятно, будет ли мама уделять им столько же внимания? Будет ли лежать с ними по вечерам так же, как и раньше, или она будет с малышом? Они видят вокруг разные ситуации, например, в школе есть ребята из многодетных семей, некоторых из которых их младшие братья и сестры сильно достают. И они об этом в классе рассказывают. Или в одной школе учатся старший и младший, и они наблюдают, как развиваются их взаимоотношения, которые, кстати, не всегда позитивные, ведь бывают и драки, или в сердцах сказанное: «Да как эта мелкая меня достала!»
Девочки вдруг все это начали перебирать в памяти, а потом еще вспомнили мои рассказы, о том, что я, будучи ребенком, тоже много времени проводила с младшим братом, кормила и укладывала его спать. Так что несмотря на то, что им никто не вменял никаких обязанностей по уходу за новорожденным, у них сразу сложилась определенная картинка в голове. Поэтому после объявления новости нам пришлось объяснить им, что ребенок рождается не для того, чтобы они его нянчили, это осознанное решение родителей и никто не собирается отдавать его на воспитание старшим сестрам. Понятно, что в первую очередь мама и папа рассчитывают на свои силы, а уж если у девочек будет желание помогать (а оно наверняка будет!), то это просто здорово! А еще я сказала: «Как будет здорово, что вы все будете любить друг друга, малыш будет вами восхищаться! Вы будете его кумирами!» В общем, все перемены к лучшему.
У погодок обычно нет ревности друг к другу, потому что они не знают жизни друг без друга.
Да, они у нас как Шерочка с Машерочкой! А вот третий для них — это уже неожиданность.
Как думаете, девочки будут ревновать?
Нет, я не думаю. У них возраст уже такой, что, мне кажется, они будут испытывать к ребенку чувства сродни материнским.
Интересуются ли девочки вашей профессией?
Если честно, не очень. Они настолько привыкли к тому, что маму можно увидеть на экране, что их это вообще не впечатляет.
А как у вас в семье относятся к телевидению в принципе? И к гаджетам?
Иногда девочки смотрят мультики. У них есть собственные телефоны и планшеты, но мы установили лимит: гаджетами можно пользоваться два раза в день по полчаса. В школе телефоны, конечно, не отбирают, но там учителя контролируют, чтобы они не особо много времени им посвящали. На переменах, например, ребят всегда стараются занять какими-то подвижными играми, так что, я надеюсь, что они не злоупотребляют.
А какие-то программы родительского контроля вы используете?
У нас такой необходимости нет, но я всегда могу постфактум посмотреть историю поиска. Как правило, все запросы там очень детские и забавные. Никаких прецедентов, которые бы заставили меня серьезно озаботиться этим вопросом, у нас пока не было.
Мой последний вопрос изначально звучал немного по-другому, я хотела спросить, как вы думаете, кем станут ваши дети, когда вырастут, но в процессе беседы поняла, что вы, скорее всего, ответите: тем, кем захотят.
Так и будет! Главное, чтобы они стали счастливыми и самодостаточными людьми, умели уважать окружающих и окружающие уважали их. Хочу, чтобы девочки выросли хорошими людьми. А кем они будут работать, мне абсолютно все равно!
Фото: Instargram@ushakovao, архив пресс-службы