Есть люди, выбирающие уединение, общение с другими для них — неприятное вторжение в их мир. Психологи Станислав Раевский и Анна Скавитина рассказывают о комплексе отшельника. Эта статья — продолжение цикла материалов про комплексы: почитайте про комплекс неполноценности, комплекс брошенности и комплекс зависимости.
«Внутренний домик»
Часто такой человек не доверяет людям, предпочитает взаимодействовать с механизмами, текстами или другими неживыми объектами. У него может быть очень чуткая нервная система, для которой громкий разговор и эмоции кажутся слишком ранящими, и поэтому он от них старается спрятаться, самоизолироваться внутри своей психики.
Такие люди как будто все время прячутся во внутреннем домике от мира, который слишком опасен, шумен и надоедлив. Комплекс отшельника — это регулярное бегство от коммуникаций. Он обычно формируется в раннем детстве: со стороны ребёнок может выглядеть тихим, удобным. Он играет со своими пальчиками или каким-то количеством игрушек и никому особенно не мешает.
Это ребенок, который столкнулся с тем, что заботящиеся о нем люди оказались в силу своего характера или жизненных обстоятельств недостаточно устойчивыми. Они сами с трудом выдерживают трудности, и их сил или умений не хватает для того, чтобы справляться ещё и с качественным жизнеобеспечением ребёнка, не говоря уж о его эмоциональных переживаниях. Родители предпочитают, чтобы ребёнок был тихим, не мешал, не плакал, не закатывал истерик и был сам занят делом. И они всеми способами стараются этого добиться — или им просто не до него. Ребёнок неосознанно старается удовлетворить пожелания родителей — ведь это вопрос его выживания. Он предпочитает по возможности прятаться от родителей, не доверяя им, не ожидая от них ничего хорошего.
Избегающий тип привязанности
Для ребенка — отшельника характерен избегающий тип привязанности. Как это понять? Можно обратить внимание на его реакции в отношениях с родителями.
Ребенок с нормальной привязанностью стремится поговорить с мамой, включить ее в свою игру, реагирует тревогой на ее уход, может плакать при ее отсутствии, но успокаивается, если ему помогают другие взрослые. Мама вернулась — и он радуется и/или выражает ей свое недовольство: словами — «почему тебя так долго не было», или плохим поведением.
Ребенок с избегающим типом привязанности играет, не стремясь включить маму в игру, почти не обращает внимания на ее уход, не проявляет заметных реакций на ее возвращение. Когда комплекс отшельника выражен очень сильно, нам приходится говорить уже не о комплексе отшельника, а об аутистическом или шизоидном спектре расстройств. Здесь необходима помощь психиатров, клинических психологов и специальных педагогов, и чем раньше, тем лучше.
Когда комплекс проявлен сильно, но не доходит до уровня диагноза, ребенку пригодится поддержка в налаживании коммуникаций, особенно с другими детьми: без хороших коммуникативных навыков ему будет сложнее учиться в обычной школе. Если вы или ваш ребёнок слишком сильно вовлечены в этот комплекс, то вы будете склонны игнорировать реальность, жить бесплодным фантазиями, с трудом решая реальные проблемы в жизни. Также этот комплекс может мешать строить отношения с другими людьми, словно создавая невидимую стену между нами и окружающими. Внутри комплекса отшельника — напуганный ребёнок, который боится внешнего мира, и уходит от него в себя.
Интроверт или нуждается в отдыхе?
Когда комплекс отшельника достаточно проявлен, то принято говорить и о том, что человек — интроверт, направлен вовнутрь, в свой внутренний мир. В последнее время вышло множество книг, показывающих ценность интроверсии как для ее обладателя, так и для общества. Как и любой другой комплекс, в каком-то виде он представлен в любой психике. Поэтому даже ярко выраженный экстраверт иногда обнаруживает в себе отшельника.
Есть известная ошибка в тесте на определение экстраверсии — интроверсии. Пойдете ли вы на вечеринку на выходных или предпочтете остаться дома? Удивительно, но интроверт может ответить — да, а экстраверт — нет. Почему? Потому что интроверт всю неделю сидел дома, за компьютером, а экстраверт устал от общения и нуждается в отдыхе. Любой человек иногда нуждается в уединении и хочет пусть на время, но стать отшельником. Если человек очень много времени вынужден проводить в социальной среде, и ему кажется, что ему просто отлично, то его неосознанная часть может потребовать от него отдыха — например, в виде неожиданного заболевания, или организации каких-нибудь проблем, которые вынудят человека провести время в уединении в компенсацию эмоциональной перегрузке.
Как помочь ребенку?
Как и в любом комплексе, в комплексе отшельника мы можем обнаружить не только проблемы, но и ценности. Почти все изобретения созданы отшельниками — ведь они не захвачены общими стереотипами и умеют смотреть на мир оригинально, в глубину и в даль. Из отшельников получаются великие ученые, художники, философы и мистики. Комплекс отшельника выражает наше желание уединения, уводит нас прочь от людей с их эмоциями и бытом. Благодаря этому комплексу мы открываем для себя свой внутренний мир, соприкасаемся с глубокими, экзистенциальными вопросами, обращаемся к вопросам духовного развития, либо же это погружение в себя сопровождается сложным интеллектуальным поиском, разработкой идей.
Одна из серьезных опасностей, что изобретения отшельников могут так и остаться у них в голове или в мастерской, а они станут известными лишь после своей смерти.
Помочь ребёнку-отшельнику найти себя, научить его делиться своими достижениями с другими людьми — задача родителей и всего общества. Для таких детей особенно необходимы «заповедники» — общество таких же детей, решающих сложные задачи, проводящих научные изыскания, ценящих покой и уединение. В других детских и взрослых сообществах они могут прослыть чудаками, в школе их регулярно поддразнивают, и бывает, подвергают травле. И хотя со стороны кажется, что ребёнок как будто этого и не замечает, но это заставляет его все больше уходить в себя и выпадать из отношений. Чем сильнее выражен комплекс отшельника в ребенке, тем осторожнее и бережнее нужно с ним общаться.
Отшельник, как любой человек, ценит доверительное общение, предпочитая близких проверенных годами друзей, с которыми он чувствует себя в безопасности. Ему не нужно терять лишнюю энергию на создание новых отношений и их длительную проверку, он ценит дистанцию и внутренний покой.
Как мы уже писали, в каждом из нас живет свой отшельник, который оберегает нас от передозировки внешним возбуждением, от слишком большой усталости. Через эту нашу часть мы можем лучше понять своих детей-отшельников и не требовать от них «немедленно пойти и стать лидером», «познакомиться во дворе с новыми ребятами» и «прямо сразу начать заниматься гимнастикой с новым преподавателем».
Главная задача психологической работы с этим комплексом — постепенно и бережно наладить комфортный для самого ребёнка контакт с внешним миром. Для этого нам важно поддержать ребёнка в любых попытках соприкосновения с этим миром (который на поверку может оказаться не столь пугающим), увидеть его внутренние достоинства и ценность, помочь воплотить свои ценности — и разделить с другими свою ценность. И познакомиться с внешним миром, обнаружить удовольствие и красоту простых, земных вещей.
Читайте также:
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Ваш ребенок — интроверт: 5 признаков
3 истории о том, как живут дети с аутизмом в разных странах
Фото: Maria Sbytova, Med Photo Studio, Rido/Shutterstock